О том, насколько проблемным регионом для Сербии стало в свое время Косово, знают, наверное, все. Равно как и о том, что этот автономный край впоследствии объявил о своей независимости от Белграда, и о том, что эта самая независимость была признана большинством стран-участниц Европейского Союза и ООН. Одним словом, на данный момент для Сербии Косово — отрезанный ломоть, за исключением северной части края, где компактно проживают этнические сербы. Но мало кто задумывается о том, что на территории сербского государства есть еще два региона, которые в любой момент могут полыхнуть. Далее речь пойдет о Воеводине и Новопазарском Санджаке.
Воеводина
Этот автономный край расположен на севере Сербии. Воеводина славится своей многонациональностью. Здесь живут не только сербы, но и венгры, словаки, хорваты, румыны, русины и другие национальности, а их языки являются официальными наряду с сербским. Стоит отметить, что среди всех национальных меньшинств наибольшее влияние имеет венгерская община. Мадьяры составляют более 13% населения Воеводины. Кто-то скажет, что это глубокое меньшинство. Но во-первых, Воеводина как раз граничит с Венгрией, поэтому венгерское население этого края не может не чувствовать связи со своей исторической родиной. Во-вторых, Венгрия в свое время (даже после распада Австро-Венгерской империи) занимала гораздо большую территорию, чем сейчас, в том числе и территорию Воеводины (или Баната, как мадьяры еще называют эти земли), так что территориальные претензии со стороны соседки Сербии тоже возможны. В конце концов, на территории северного сербского края есть города, где венгры составляют пусть и относительное, но большинство (например, город Суботица). А уж если объединить мадьяр с остальными национальными меньшинствами, живущими на территории Воеводины, то получится, ни много, ни мало, более трети населения. Казалось бы, тоже меньшинство. Но при определенных стечениях обстоятельств и этого может быть вполне достаточно, чтобы накалить обстановку в регионе (например, если сербы, живущие на этой территории, проявят солидарность с другими народами). Но, так или иначе, именно сербы Воеводины рассматриваются официальным Белградом как гарант спокойствия и стабильности в этом автономном крае. В любом случае, одна из приоритетных задач сербских властей в Воеводине — сделать так, чтобы языковые и национально-культурные права сербов, венгров и других национальностей здесь соблюдались в полной мере.
Новопазарский Санджак (Рашский округ)
Куда более взрывоопасной выглядит ситуация в Новопазарском Санджаке (Рашский округ). Дело в том, что в этой области добрую половину населения составляют славяне-мусульмане, которые считают себя боснийцами. В частности, в городе Нови-Пазар их массовая доля доходит до 85%, а в Тутине — так и вовсе до 90%. Но при этом в упомянутом выше Нови-Пазаре мусульмане занимают не более 30% всех должностей, что уже дает повод местным боснийцам говорить о нарушении своих прав. Более того, славяне-мусульмане, проживающие в Санджаке, считают территорию своего региона оккупированной сербами. А стоит ли удивляться тому, что немало уроженцев Санджака принимали участие в Боснийской войне на стороне боснийских же мусульман? Пожалуй, нет. А история о том, что известный сербский футболист, уроженец Нови-Пазара Адем Ляич отказывается перед матчем своей национальной сборной петь гимн Сербии, наглядно демонстрирует истинное отношение мусульманского населения Рашского округа к центральным сербским властям. Что и говорить, очень взрывоопасный регион. По крайней мере, почва для сепаратизма как минимум на религиозной почве здесь выглядит более чем благодатной.
Остается только надеяться, что официальный Белград сделает все, чтобы не допустить потерю еще двух регионов Сербии. Ведь сегодня — Косово, завтра — Санджак, послезавтра — Воеводина, а дальше что? Исчезновение Сербии с политической карты мира? Принцип домино, как ни крути, еще никто не отменял.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!